Психологические особенности развития ребенка до одного года

Психологические особенности развития ребенка до одного года

Первый год жизни ребенка – самый потрясающий, самый непростой, самый важный и самый необычный период и для самого малыша, и для его родителей. Психика ребенка начинает формироваться ещё во время беременности и продолжает развиваться после рождения. Именно первый год жизни играет важнейшую роль в формировании не только физического, но и психологического, эмоционального состояния вашего малыша. Ведь, в первый год закладываются такие важные вещи как: умение любить и строить близкие отношения с другими людьми, доверять миру, иметь активную жизненную позицию и проявлять инициативу, верить в собственные силы и чувствовать себя успешным.

Чтобы обеспечить ему развивающую среду, нужно понимать особенности формирования психики новорожденного. Мы постараемся ответить на вопросы об особенностях психического развития ребенка до года и что необходимо знать родителям, для того чтобы развитие малыша было гармоничным.

  1. Как происходит формирование нервной системы у ребенка?

Формирование головного мозга начинается с первых недель беременности. Изначально, вся нервная система представлена лишь нервной пластинкой, которая шаг за шагом становится нервной трубкой. Эта трубка дает начало мозговым пузырям. В начале их образуется 2, но постепенно число доходит до 5. Каждый пузырь – прообраз важных структур мозга взрослого. Так или иначе, первым развивается ствол мозга, переходящий в спинной, в последнюю очередь преобразования касаются коры мозга.

      Образование каждого из пузырей – ответственный момент в период беременности. Ведь в будущем именно прообразы этих пузырей будут отвечать за все жизненно важные функции человеческого тела. Пузырь, дающий начало мозговому стволу, отвечает за регуляцию температуры и артериального давления, системы дыхания. Над ним располагается средний мозг, который контролирует сон и аппетит, а также двигательную активность. Позади ствола находится мозжечок, ответственный за равновесие и координацию, а также за скорость мысли. А центральная часть – лимбическая система, отвечает за память и способность к приспособлению, эмоциональные переживания. Кора – самый эволюционно развитый участок мозга, покрывает ее сверху. Толщиной она не превышает 5 мм и осуществляет регуляцию процесса принятия решений, мышления и речи. Именно в коре сосредоточена большая часть нейронов – около 80% от общего их числа. Таким образом, ребенок рождается с практически сформированным головным мозгом, и период его взросления сопряжен лишь с усовершенствованием исходных возможностей. Буквально каждую минуту жизни в мозге создаются новые и новые связи между нейронами. Словно мостики, прокладываются новые связи между нервными клетками, что обуславливает овладение новыми навыками, получение новых знаний, усвоение информации.  Изначально ребенку дарован огромный запас нейронов. Их количество превышает в человеческом мозге в 10 раз больше, чем звезд в нашей Галактике. Они являются не чем иным, как ядром мозга. Связи нейронов между собой столь многообразны и многолики, что каждый из них способен связываться с 15000 себе подобных. Именно эти связи обуславливают базу мыслей человека, его разума, сознания и воспоминаний.

  1. Каково значение первого года жизни для формирования центральной нервной системы и психики ребенка?

Первые годы жизни малыша служат ему ступенью для зарождения будущей базы приспособленности к жизни, формированию разнообразных навыков. Новорожденный имеет более развитое миндалевидное тело, отвечающее за эмоции, по сравнению с его лобной долей, занимающейся рассуждениями. Из-за этого младенцы способны лишь показывать свои эмоции, но не управлять ими. Именно этот факт и говорит о том, что детям свойственно часто реагировать на ситуации слезами и криком. Также это служит объяснением того, почему важно вначале развить эмоциональную сферу ребенка и органы чувств, а только затем заниматься развитием его интеллектуальных возможностей. Во время первых 6 месяцев жизни происходит самое активное формирование новых связей между нейронами. Более всего это влияет на цветовосприятие, первичные навыки ранней социализации, а также обоняние.  Самыми прочными являются нейронные связи обоих полушарий. А ползание – это самый лучший путь, чтобы синхронизировать оба полушария.

  1. Каковы особенности развития психики у детей первого года жизни?

Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у малыша проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Наша задача помочь разобраться, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя. Конечно, очень важно, чтобы и «попка была сухая», и «животик работал, как часы», но нужно помнить и о том, что каждый день жизни младенца бесценен для его развития. Вот несколько рекомендаций о том, как развивать малыша по месяцам, чем с ним играть и заниматься.

Месяц Особенности развития психики Рекомендации
Первый месяц Первый месяц жизни новорожденного — это период адаптации к окружающему миру. Ребенок рождается с безусловными рефлексами, направленные на его защиту и ориентирование в новом мире: сосательный рефлекс (может сосать предметы, оказавшиеся в ротике); плавательный (если опустить кроху в

воду животом вниз, ребенок будет делать движения, напоминающие плавание); хватательный (если коснуться ладошки, ребенок сожмет кулачок); поисковый рефлекс (если коснуться щеки, ищет материнскую грудь); рефлекс шагов – если поставить ребенка на ножки (при этом придерживая), он может «шагать». Пока малыш не осознает границу между своим телом и окружающим миром. Спустя пару недель начинают формироваться условные рефлексы. В первые недели жизни психика малыша подчинена подкорковым центрам, так как кора головного мозга продолжает развиваться. Поэтому все эмоции малыша связаны напрямую с его физическими ощущениями.

Образ жизни же человека в первые недели жизни мало отличается от его образа жизни во внутриутробный период: в состоянии покоя ребенок сохраняет прежнюю эмбриональную позу, сон занимает 80% времени, внешняя активность младенца сосредоточена на удовлетворении своих потребностей в пище, ручные движения и локомоции отсутствуют вовсе. Важными вехами развития новорожденных детей являются проявления слухового и зрительного сосредоточения в ответ на общение с мамой или другими родственниками. Кульминацией же младенчества становится «комплекс оживления».

Для развития коры мозга новорожденного рекомендуются упражнения для фиксирования взгляда с использованием ярких погремушек достаточно сложной формы. Мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить малыша не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму

день-ночь.

Не нужно ухаживать за ребенком в полном безмолвии. Разговаривайте с ним спокойным ласковым голосом, и к концу месяца он станет задерживать свой взгляд на вашем лице, а вы дождетесь первой драгоценной улыбки – приглашения к дальнейшему общению. Повесьте над кроваткой на расстоянии 60 см яркую погремушку, пусть он пробует сосредоточить на ней свой взгляд. Первый цвет, который видят новорожденные — красный. Очень полезным будет такое упражнение: возьмите яркую, лучше красную, игрушку, и водите на расстоянии 30 см от лица ребенка слева направо, снизу вверх. На первое время этого достаточно.

Второй месяц Это месяц «оживления», малыш меньше спит и может непрерывно бодрствовать до часу. У ребенка улучшаются зрение и слух, он способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. В двухмесячном возрасте детки уже поднимают головку и некоторое время удерживают ее в вертикальном положении. Некоторые младенцы уже умеют переворачиваться с бочка на спину. Ребенок изучает свои ручки – может подносить кулачки ко рту и обсасывать

их. Младенческие врожденные рефлексы пока сохраняются, но начинают понемногу угасать. Развивается эмоциональная сфера.

На этом этапе развития главное – удовлетворение ориентировочного рефлекса. Берите чаще младенца на руки, да он и сам предпочитает такое положение. Так реализуется генетически заложенное в человеке стремление к познанию. Причём, когда вы держите кроху, не вздумайте с кем-то спорить в это время или злиться. Только добрая мимика, только спокойный и ровный тон разговора.
Третий месяц Ребенок все лучше держит голову. Находясь на животе он может приподниматься на предплечья и оглядываться вокруг. Кулачки расправляются и малыш может брать игрушки, тянется к интересующим предметам. Все, что попадает в ручки ребенка, оказывается у него во рту. В три месяца ребенок умеет улыбаться, некоторые детки уже умеют смеяться. Малыш уже может оценивать настроение близких по выражениям лиц, подражать их мимике. Он начинает осваивать навыки общения со взрослыми.

В три месяца ребенок начинает гулить (издавать певучие гласные звуки), малышам нравиться собственная «речь», они с удовольствием прислушивается к ней.

Выкладывайте грудничка на животик, положив перед ним яркий предмет. Разговаривайте с ним, откликайтесь на его гуление: а-а-а, гу-гу, бу-бу. Пойте песенки, включайте мелодичную музыку, не оставляйте надолго плакать в кроватке, чтобы «приучить» занимать себя самостоятельно. Это предпосылки для будущего невроза.

Любовь младенца к маме безусловна, поскольку ребенок любит ее не за ее действия, а за то, что она есть в его жизни. Помните, что в этот период недостаток эмоционального и физического контакта с мамой может привести к серьезным задержкам в психологическом развитии ребенка.

 

Четыре месяца В этот месяц ребенок должен уверенно держать головку, поворачивать ее, следя за предметами или реагируя на звук. Малыш может самостоятельно переворачиваться, подниматься на локти.

Четыре месяца это возраст начала осознанных манипуляций с предметами, когда ребенок может сам взять игрушку. В этом возрасте силен страх остаться без мамы, поэтому малыш часто ни на секунду не отпускает ее от себя.

В четыре месяца гуление сменяется лепетом: появляются внятные

слоги «ба», «ма», «гу».

Уделяйте ему больше внимания и ждите, период большого страха потерять маму скоро пройдет.

Помните, что оставлять ребенка на взрослой кровати уже небезопасно. Лучше переселите его на пол, оттуда он не может упасть и получит больший простор для своих тренировок. Как можно красочнее оформите интерьер, в котором младенец проводит больше всего времени – яркие цвета тканей, карусель с мелодичной музыкой, или двигающиеся модули создадут нужное настроение, подготовят к освоению форм и оттенков цвета.

Вкладывайте в его ручку погремушки, подвешивайте их на уровне рук, чаще меняйте положение крохи: то в кроватке, то в манеже, то на руках.

 

Пять месяцев В этот месяц появляется важный социальный навык отделять своих от чужих. Малыш с удовольствием сидит на руках у родителей, но может заплакать, если к нему обратиться или попробует взять мало знакомый человек.

Это месяц проявления интереса к игрушкам. С этого времени ребенок может сам их взять, захватить, потянуть к себе. В 5 месяцев дети вовсю выражают свою радость улыбкой, умеют заливисто хохотать, сердиться и грустить; продолжают осваивать весь спектр эмоций. Если ему не хватает внимания взрослых, ребенок может капризничать.

Научите малыша заниматься с игрушками самостоятельно: постучать, переложить из ручки в ручку, внимательно рассмотреть. Демонстрируйте ему движущиеся игрушки – прыгающие, кружащиеся. Развитие внимания – основа будущего успешного обучения. На пятом месяце жизни малыша может заинтересовать

книжка с картинками. Детки любят разглядывать лица, особенно с различными выражениями. Интересуются цветными журналами. Не забывайте отвечать на гуление, которое к пятому месяцу становится активным и очень мелодичным. Так вы помогаете развивать речь, основы которой закладываются именно сейчас. В этом возрасте уже можно учить ребенка простым словам: «мама», «папа», «баба». Некоторые малыши в пятимесячном возрасте уже повторяют их.

Шестой месяц Ребенок стремится к тому, чтобы начать ползать. В 6 месяцев дети начинают понимать

последствия своих действий: если бросить игрушку, она упадет, если нажать на кнопку, раздастся писк.

Полугодовалые малыши, лежа на животике, пытаются встать на коленки – это важный этап подготовки и к сидению, и к ползанью. Если ребенку это удается, через некоторое время он начинает раскачиваться в этой позе. Такие движения совершенно нормальны и свидетельствуют о развитии малыша. Шесть месяцев это время изучения окружающего пространства, все до чего ребенок может дотянуться он отправляет в рот. У малыша формируются первые бытовые навыки: дети узнают, что такое ложка, учатся пить из чашки, которую придерживает взрослый.

Нужно создать условия для ползания. Лучше, если это будет специальный манеж, но и часть ковра, закрытая плотным одеялом, тоже подойдет. Выкладывайте перед малышом, лежащим на животике, игрушки. Он будет к ним тянуться и попытается ползти, возможно, на животике или на четвереньках. Главные развивающие игры в этом месяце – всевозможные коробочки и модули, в которые можно вкладывать и доставать из них предметы. Желательно, чтобы они были снабжены крышками, которые

младенцу очень нравится открывать и закрывать.

Седьмой месяц Это период интенсивного развития понимания речи. Разговаривайте с вашим малышом, показывайте предметы окружающего мира, игрушки, называйте их. Так развивается пассивный словарь и предпосылки к тому, чтобы он сам начал разговаривать. Самые лучшие игрушки на данный момент – коробка или ящик с кубиками и шариками, небольшими игрушками. Пусть ребенок их достает оттуда и вкладывает обратно. Следите, чтобы все мелкие детали игрушек были надежно закреплены, так как семимесячные детки все тянут в рот. Очень полезны игры во время купания, с плавающими в воде предметами. С этого возраста нужно разумно вводить в обиход понятия «можно» и «нельзя». Не стоит забывать о том, что потакание капризам – почва для развития истеричности, а излишняя строгость – предпосылки для воспитания или бунтаря, или нерешительного в будущем человека.
Восьмой месяц Восьмой месяц развития ребенка знаменуется настойчивыми попытками встать. Самые активные детки уже умеют ходить вдоль опоры, а также перебирают ногами, когда взрослый держит их за обе руки или подмышки. Ребенок уже освоил несложные игры: «ку-ку» (прячется за своими ручками, прячет лицо у мамы на груди или, например, в одеяле на кровати), «ладушки» (хлопает в ладоши). С удовольствием слушает музыку, может «подпевать» и даже пританцовывать, особенно если видел, как это делают родители. Ребенок понимает простые просьбы. Для того чтобы развивалось мышление, нужно разыгрывать с ними небольшие сценки, понятные малышу. Пусть куклы ходят, едят, спят, кормят кошечек и собачек. Сопровождайте эти спектакли понятными комментариями и звукоподражаниями. Они принесут гораздо больше пользы для развития интеллекта и речи детей, чем самые лучшие развивающие мультики. Не выкладывайте много игрушек сразу, лучше периодически прячьте их и доставайте по очереди.
Девятый месяц Ребенок старается дотянуться до всего, что он видит. Если не получается, может выразить свое недовольство криком. Именно в девять месяцев малыш активно проявляет свой характер, может начать сопротивляться одеванию и гигиеническим процедурам, даже если до этого переносил все безропотно. Ребенок

испытывает страх потери мамы и не хочет даже ненадолго выпустить ее из поля зрения.

Словарный запас крохи постоянно пополняется. Детки быстро запоминают названия всех предметов, которые им показывают взрослые, знают также значения слов «дай», «принеси», «положи», «кушать», «нельзя» и др. У детей в этом возрасте появляется модулированный лепет.

Выделяйте из детского лепепта слоги, похожие на слова родного языка, повторяйте их выразительно несколько раз. Так вы создаёте предпосылки для того, чтобы их произнес ваш малыш.

Включайте музыку для слушания, пусть это будут легкие мелодии или детские песенки. Стоя на полу или в манеже, дети будут пританцовывать под них. Играйте с игрушками вместе, показывайте их возможности, называйте цвет и форму предметов, просите подать вам определенную вещь. Цепкая память крохи сохранит эти знания, и скоро он сам будет оперировать этими понятиями.

Поиграйте в прятки, когда вы будете прятать под платком или пеленкой себя, вашего малыша или игрушку.

10-12 месяцев Благодаря активному развитию мелкой моторики, ребенок уже может удержать в одной руке от двух до трех маленьких предметов. В 10 месяцев у малыша появляется ведущая рука. Десятимесячные детки любят подражать взрослым, копируют их мимику. Ребенок хорошо запоминает названия животных, пародируют звуки, которые они произносят.

В 10-12 месяцев малыши очень возбудимы, легко переходят от смеха к плачу. Настораживаются в незнакомом месте, пугаются при появлении

нового человека. Эти проявления свидетельствуют о нормальном развитии психики ребенка и не должны расстраивать родителей.

В это период нужно неустанно разговаривать с ребенком. Говорите все, что угодно, нельзя только молчать. Сопровождайте комментариями ваши действия, рассказывайте о том, что происходит в доме, что вы видите на прогулке, за окном. Всевозможные пирамидки, вкладыши, игры, где требуется что-то куда-то вложить (типа игры «почтовый ящик»), колечки, надевающиеся на штырьки, матрешки, крупные пазлы из пластика – вот минимальный набор развивающих игр и игрушек. Дайте малышу лист плотной бумаги и мягкий карандаш. Он уже способен оставить след на листе, провести черточку. Читайте книжки, играйте в пальчиковые игры, пойте ему песенки и рассказывайте потешки.

Самостоятельность чада необходимо поощрять, тем более детки в этом возрасте обожают, когда их хвалят.

Обобщая выше сказанное, важно помнить:

  • На протяжении первого полугодия жизни младенец осваивает новые способы общения с окружающими людьми. При этом он использует все доступные ему способы, чтобы привлечь внимание взрослого. Малыш еще не различает интонации и соответствующие эмоции, направленные на него, потому на любое общение с мамой реагирует исключительно положительно. Единственным поводом для капризов и плача в этом возрасте может стать нехватка внимания и заботы со стороны взрослых. Психологи рекомендуют при общении с крохой располагать его так, чтобы он видел ваше лицо. Поддержание зрительного контакта в сочетании с ласковым тоном и словами из маминых уст значительно ускорят психологическое развитие малютки.
  • Общение с мамой и другими взрослыми оказывает огромное влияние на развитие психики младенца. Он начинает осознавать себя как независимое существо, благодаря чему формируется его самоощущение, которое позднее перерастет в самосознание. Именно положительное эмоциональное общение с взрослыми становится основой дальнейшего прогресса. В частности, усиливается детская тяга к познанию окружающего мира, начиная с ближайших предметов. Когда у малютки возникает интерес к различным объектами и развивается хватательный рефлекс, первая половина младенчества считается завершенной.
  • Прогресс развития психики ребенка тем заметнее, чем эффективнее происходит его сотрудничество со взрослыми, и чем крепче становится эмоциональная связь между ними. Вместе с тем, на данном этапе изменяются и эмоции ребенка. Помимо положительной реакции на взрослого у него появляется и целая гамма негативных эмоциональных проявлений. Малыш учится злиться, грустить, тосковать, раздражаться.
  • Второе полугодие важно для младенца потому, что в этом возрасте происходит подготовка к активной речи. Поэтому так важно постоянно разговаривать с крохой, читать ему книги, стихи, напевать простые песенки. Чем больше малыш будет слышать мамину речь, тем быстрее он научится говорить и тем активнее будет пополняться его словарный запас. Психологи рекомендуют вести с ребенком «беседы», отвечать на его лепетание и озвучивать свои действия, чтобы он учился связывать отдельные слова с предметами. Если вы живете в двуязычной среде или хотите поскорее начать обучение малыша иностранному языку, знакомьте младенца с обоими языками с первых дней. Уже в восемь месяцев детки теряют способность распознавать звуки, которые не используются в их родном языке.
  • Возросшее самосознание младенца становится причиной кризиса первого года, который завершает этап младенчества и знаменует начало раннего детства. В основе первого возрастного кризиса лежит противостояние детского желания независимости и осознание своей беспомощности в отсутствии взрослых. Чтобы гарантировать правильное эмоциональное и психологическое развитие ребенка от рождения до года, важно разговаривать и играть с крохой, уделять ему достаточно внимания, заботы и ласки.
  1. Что такое «комплекс оживления» и его значение в развитии психики новорожденного?

«Комплекс оживления» — это яркая эмоциональная реакция у ребенка первых месяцев жизни на приближение мамы, которая включает концентрацию взгляда на мамином лице, улыбку и активные движения ручками и ножками. Появление «комплекса оживления» говорит, что период новорожденности заканчивается, и начинается этап младенчества, знаменующий потребность ребенка в общении со взрослыми.

Реакция оживления имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка. С одной стороны, она дифференцируется и трансформируется в другие, более сложные реакции. Даже у многих взрослых людей можно заметить характерные проявления реакции оживления при встрече приятного человека или обретении какой-то важной вещи. С другой стороны, реакция оживления — это первый прорыв в области предметного восприятия окружающей действительности. До этого зрительное восприятие является полевым, в нем нет особенной структуры, нет предметов. Когда мы смотрим на сильно абстракционистскую картину, мы испытываем примерно такие же ощущения, что и новорожденный ребенок.

«Комплекс оживления» при виде мамы эволюционирует в течение первых месяцев, становится более бурным, а после достижения ребенком четырехмесячного возраста постепенного угасает. Комплекс оживления выполняет сразу две функции: он служит ответной реакцией на приближение взрослого. он служит для активного привлечения внимания мамы, когда малютке требуется общение. На этом этапе малыш воспринимает маму как целостную личность, независимо от ее одежды, настроения, действий и других признаков.

  1. Какие факторы могут негативно сказываться на формирование психики ребенка?

Согласно исследованию научного сообщества, проведенного в 2008 году, к факторам, негативно влияющим на развитие головного мозга малыша, относят: уровень образования родителей ребенка ниже среднего; неполный состав семьи, в которой один из родителей погиб или между ними произошел развод; психические проблемы у одного из родителей или близких родственников; низкий уровень жизни семьи, бедность и нищета, нехватка денежных средств на вещи первой необходимости; жестокость или равнодушие со стороны взрослых по отношению к детям.

Если развитие ребенка сопряжено с одним или несколькими перечисленными факторами, формирование его мозга подвергается некоторым деформациям и может идти с отставанием. В случае если малыш находится в условиях жизни, сочетающим все факторы, его мозг развивается на 50-70% ниже, нежели у сверстников. Разница между ребенком, развивающимся в нормальных условиях и малышом, чьё детство обременено негативными факторами, отражается на его способности к словарному выражению своих мыслей.

Немаловажную роль в формировании мозга малыша и его психики во время беременности и первого года жизни играет правильное питание и образ жизни матери. Поэтому маме важно питаться полезными и известными продуктами, богатыми белками, жирами, углеводами, витаминами и минералами. Необходимо придерживаться строгой диеты, предложенной врачом, чтобы питание

мамы не сказывалось отрицательно на ребенке. Вредные привычки, такие как употребление алкоголя и курение, негативно воздействуют на строящийся головной мозг малыша. Его клетки испытывают угнетение, в результате чего развиваются неадекватно. Такие детки часто отстают в умственном развитии и имеют аномалии.

Окружающая среда, наполненная положительными эмоциями и спокойствием, располагает к своевременному и гармоничному развитию. В таких условиях у ребенка будет легче происходить стимуляция и активизация процессов развития мозговой ткани.

  1. Каковы современные подходы к созданию оптимальных условий для развития психики ребенка до года у педиатров и детских психологов?

Ребенок до года не обладает личностью в традиционном понимании этого слова. Он еще не способен к самоидентификации, к выделению своего «я». То же, что мы называем индивидуальностью малыша, в первый год жизни складывается из нескольких типов потребностей. У каждого младенца разные потребности проявляются с разной интенсивностью, поэтому дети так отличаются друг от друга. Говоря о психологии ребенка до года, очень условно можно выделить три типа потребностей: потребность ребенка в безопасности; когнитивные потребности ребенка; эмоциональные потребности ребенка. В целом у малышей до 9-18 месяцев ведущей является потребность в безопасности, если она успешно удовлетворяется, то на первое место выходят когнитивные потребности стремление активно познавать окружающий мир.

Таким образом для родителей самое главное знать, в чём именно нуждается малыш!

     Все детки совершенно разные. Кто-то крепко спит по 3 часа и мило улыбается в короткий промежуток бодрствования. Кто-то — вообще как будто не спит, только висит в полусне на груди и регулярно плачет. Кто-то — сначала хорошо спал, потом перестал. Или наоборот. Но есть основные тенденции, которые признаны абсолютно нормальными:

  • малыш хочет постоянно находиться на руках;
  • малыш может постоянно сосать грудь (особенно, в первые 40 дней);
  • малышу нужно, чтоб на все его потребности реагировали почти мгновенно.

      В жизни младенца очень много стресса. Он попал в совершенно новый неизвестный мир, и ему нужно быть уверенным, что хоть на кого-то он здесь может рассчитывать. Что кто-то придет на помощь по первому зову. Утешит, накормит, поможет уснуть. В первые месяцы ребенку точно не нужен дополнительный стресс. Не так важно, как часто вы носите своего малыша на руках, используете ли слинг, есть ли совместный сон… Важно, чтоб все потребности малыша удовлетворялись своевременно. И об этих потребностях ваш малыш сообщает очень четко — своим кряхтением или плачем. Разумеется, не всегда возможно избежать плача. Если у ребенка сильно болит животик или есть какие-то нарушения здоровья — он все равно будет плакать. В таких случаях лучше вспомнить правило «не впадайте в стресс» и сказать, что вы делаете все возможное.

     Каждое умение придет к малышу только тогда, когда для его освоения психика, клетки мозга и весь организм в своем развитии поднимется на определённый уровень. Это генетически заложенное в человеке свойство. Ведь вы не сможете сразу сесть на шпагат, если никогда не занимались гимнастикой?

Самое главное, без чего нет никакого развития при самом великолепном уходе – это эмоциональный контакт младенца с мамой. Если с ребенком не разговаривать, его мозг развивается хуже.

  1. Кто такие дети с повышенными потребностями?

Термин «дети с повышенными потребностями» для описания психологии детей до года ввел американский педиатр Уильям Серз. Так он назвал малышей, которые традиционно относились к разряду «беспокойных» или «трудных»: часто плачущих, не приспосабливающихся к режиму, постоянно стремящихся быть на руках у родителей. До него такое поведение считалось признаком капризного характера и избалованности, и к таким детям рекомендовалось применять особо суровые воспитательные меры. После наблюдения за одной из своих дочерей, отличавшейся как раз таким темпераментом, и множеством своих маленьких пациентов доктор Серз высказал предположение, что базовые потребности в безопасности, в познании, в эмоциональном контакте, у таких малышей просто выше, чем у сверстников. А поскольку удовлетворить эти потребности ребенка в возрасте до года могут только родители, то такие дети и стремятся (весьма упорно) к постоянному контакту с ними. Именно для таких детей оптимально подходит методика воспитания детей до года, названная Серзом «стиль сближения», которая позволяет родителям с первых месяцев установить контакт с беспокойным крохой, а в дальнейшем развивать его сильные стороны (волю, чувствительность, интеллект) и нивелировать недостатки (упрямство, неуправляемость).

  1. Каковы распространённые заблуждения, связанные с психологией ребенка до года?

Заблуждение первое: плач полезен для младенца.

Это неправда. Дети первых месяцев жизни никогда не кричат «просто так»: плач свидетельствует либо о физическом дискомфорте, либо о психологическом стрессе. Ни то, ни другое никогда не будет полезно ребенку. Большинство современных педиатров и специалистов в области психологии детей до года  склоняются к тому, что пытаться успокоить ребенка всеми возможными способами  стоит при первых сигналах его беспокойства. Новорожденный не может «хитрить», «использовать» вас, он не способен ни на какие манипуляции! Дело в том, что тактика «оставить в кроватке покричать» может быть чревата серьезными последствиями для нервной системы дитяти (минимум — проблемы с засыпанием, максимум — серьезные неврозы). Сам по себе крик истощает ресурсы организма, ослабляет нервную систему, может спровоцировать перепады кровяного давления. Популярное некогда утверждение, что «ребенку покричать полезно, он разрабатывает легкие», признается одним из небезопасных заблуждений, связанных с психологией ребенка до года.

Заблуждение второе: все, что происходит с малышом в первые месяцы, никак не влияет на его дальнейшую жизнь, ведь он, вырастая, ничего не помнит! Именно в первый год жизни закладываются основы того, как ребенок будет воспринимать окружающий мир (позитивно или враждебно), насколько он будет активен и инициативен или, наоборот, осторожен и тревожен.

Заблуждение третье: если уделять малышу много внимания, постоянно носить его на руках, то он вырастет несамостоятельным, у него будут существенные проблемы в общении. Если вы будете дарить ребенку свою любовь и создавать ему оптимальные условия для физического и психического развития, это совсем никак не помешает в дальнейшем проявлению у него любознательности и интереса к окружающей среде, в том числе — к другим детям. Что же касается общения, то отмечено, что у детей, с которыми родители проводят много времени в течение первого года жизни, более высокий уровень коммуникативных навыков по сравнению со сверстниками: они менее агрессивны, более склонны к сотрудничеству, внимательнее относятся к своим товарищам по играм.

С возрастом (ближе к году) ребенок будет овладевать новыми навыками. Он научится самостоятельно передвигаться по квартире, брать понравившиеся ему вещи. В этот период ему уже меньше хочется «висеть» на маме, тем не менее лишать его тактильного контакта с родителями, конечно, не стоит. Он просится на руки, когда он переполнен новыми впечатлениями, обеспокоен, его поцарапала кошка или он ушиб коленку. Ему все еще необходимо утешение, и тактильный контакт с любимым взрослым дает ему ощущение защищенности и позволяет спокойно «осознать» полученный негативный опыт. Есть дети, которые просятся на руки чаще, есть более независимые малыши — это зависит от особенностей темперамента и черт характера ребенка. И все же если малыш уже и ползает, и ходит, а все равно не «слезает с рук», что же делать в этом случае? Ничего. Педиатры и детские психологи советуют подождать еще немного, до того момента, когда вы в достаточной степени научите ребенка говорить, чтобы процесс социализации, то есть привития ему принятых в той или иной культуре норм поведения и морали, прошел быстро и эффективно.

  1. Каковы рекомендации психолога молодой маме?

Как правило, в самый первый месяц молодые мамы полны энтузиазма и счастья. Родился долгожданный малыш. Новые радости, новые достижения, новая счастливая жизнь… Если нет послеродовой депрессии, то первый месяц проходит вполне неплохо, под действием гормонов. Однако потом запас энергии истощается… Новая жизнь становится более-менее привычной, накапливается усталость и недосып, появляются новые проблемы, и материнские обязанности переходят в рутину. Это нормально, что первоначальное ощущение восторга от происходящего сменяется желанием изменить обстановку и отдохнуть. Первоначальная готовность вставать к малышу по 20 раз за ночь сменяется раздражением от очередного плача и мечтой о нормальном сне. Все это — абсолютно нормально. Нельзя быть все время в восторге от своего материнства. Но все же, основным вашим чувством должно быть именно счастье. А для этого нужно уметь правильно организовать свои будни и учиться хорошо отдыхать.

Самое главное, чему нужно научиться молодой маме — не впадать в стресс. Причин для стресса может быть миллион, но нужно ни в коем случае не поддаваться им! Не впадать в стресс от беспорядка в доме. Не впадать в стресс от частого плача малыша. От плохих прогулок. От каких-то отклонений в здоровье (чаще всего, несерьезных!), от «неправильного» стула ребенка и т.д. Женщина в стрессе разрушает все вокруг. Они создают суету, изводят себя, раздражаются на близких.

И второе, самое важное правило: активно заботиться о самой себе, заниматься своими хобби, чему-то учиться, развиваться…